Saturday, May 14, 2016

Израиль ON\ OFF - 2



При публикации первой части я боялась наплыва негодующих комментов в стиле "понаехали тут недовольные на все готовенькое, еще и возмущаются", "ну и возвращайся в свою Рассею" и в таком духе. Хорошие новости: в мой блог пока не заходит такое количество посетителей 8) И таких посетителей. Это как-то снизило мой пыл, но, тем не менее, надо заканчивать начатое, и здесь вторая часть "любви и ненависти в Израиле".
Итак,
НЕ НРАВИТСЯ:

1. Национализм

Несмотря на то, что в Израиле живут не только евреи, эта страна считается землей евреев. Кроме того, это религиозная страна, религия здесь, к сожалению, не отделена от государства. Все праздники, кроме дня Независимости, религиозные. Хотя по закону о Возвращении получить гражданство может любой 25%-ный еврей, можно почувствовать давление общества на неевреев или на неевреев по Галахе. Нет, нет, никаких притеснений по работе. Вы всего-навсего не сможете зарегистрировать брак.
И еще: посколько в Израиле нет границ, то все вас будут спрашивать, еврей вы или нет. Если вы ответите "да", то уточнят про вашу маму. Даже на раввинский суд (где вас признают годным евреем для еврейского религиозного бракосочетания) вас пригласят с мамой. 

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

 
2. Права работников

Израильские боссы очень любят жаловаться, что права работников в Израиле защищены лучше, чем права работодателей. После того как меня уволили в один день (ладно, у них есть процедура на три дня, но решение уже было принято в первый день), я саркастически отношусь к этим стенаниям. Работника могут уволить, когда угодно. Ему выдают письмо о причинах несоответствия должности, составляется протокол с переговорами, потом выдается заключение об увольнении, и привет семье!
В течение первого года работы у работника нет почти никаких прав. То есть он конечно может получить свои 11 дней оплачиваемого отпуска (до 1.07.2016 было 10 дней), больничные (первый день не оплачивается, второй и третий 50%) и пенсионные (после шести месяцев работы), декретный отпуск (после 10 месяцев работы на одном месте, оплачивается только 3 месяца, еще 3 с сохранением рабочего места). Чем дольше работаешь в одной фирме, тем больше льгот, послаблений и выплат. Количество дней отплачиваемого отпуска растет только, если работаешь на одном месте, также как и размер выплаты по увольнению.

3. Медицина

Ох уж эта хваленая израильская медицина! Поставить кардиостимулятор 92-летнему, помочь забеременеть после 10 лет попыток - это все из реальных историй. Да, там где стоит вопрос жизни и смерти - Израиль впереди многих. Но с мелочами он справляется плохо, я бы сказала, игнорирует. Кашель и повышенная температура месяцами, невыясненные кожные заболевания, антибиотики по любому поводу и лечение вируса парацетамолом три раза в день - это оборотная сторона медали. Ну и еще - на "скорой помощи" работают НЕ врачи и везет она вас в больницу НЕ бесплатно. 

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel
 
4. Проблемы с парковкой

Знаете такую страшилку "в черном-черном городе есть..." - вот это история про парковку в центре Израиля. Есть бесплатные парковочные места, желаю вам удачи найти их и занять. Обычно проблема найти места даже на платной парковке, а уж на улице... Впрочем, это проблема центральных районов, что происходит в остальном Израиле, я не знаю. Зато знаю, что на одном единственном незанятом месте может кто-то стоять, потому что его друг в очереди из машин, и вот-вот подъедет к этому месту парковаться.  

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel
Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

5. Блат

99% историй о том, как люди находили хорошую работу или хорошую квартиру начинаются так: "мой друг", "мой знакомый", "папа одноклассника моего сына", да что там, я так находила две из своих двух работ.

6. Бесплатные советы и отсутствие границ

Этот пункт, я думаю, что широко известен и за пределами Израиля. Когда мы объявили о помолвке семье Шахара, его дядя прокричал нам через всю комнату: "К чему такая спешка, ты, что, беременна?". Техник, пришедший к нам раз в жизни, сказал на прощание:" Чтобы в следующий раз, когда я приду, вы уже ожидали ребенка!". Три года пытаюсь привыкнуть к этой беспардонности и не могу.

7. Обшарпанность

Восточное расдолбайство и неторопливость в действии - после красот Европы Израиль неприятно поражает. В Тель-Авиве полно заброшенных, полуразрушенных домов, пустырей, стихийных помоек. За три года я привыкла к городским видам, но все еще скучаю по российским кафе. Потому что все израильские выглядят так - колченогие столы и гигантские окна во всю стену. 

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel
Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel
Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel
Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel
  
Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

8. Гендерное "равенство"

За что боролись, на то и напоролись. В Израиле женщины служат в армии, сами выносят коляски с детьми из автобуса и могут не сидеть в декретном отпуске. На мой взгляд, женщины просто получили больше обязательств, и я буду рада, если меня кто-то переубедит.
 
НРАВИТСЯ

1. Разнообразие природы

Снег на севере, скалы, покрытые деревьями, тосканские равнины, нагромождения камней в пустянях, Мертвое море, пресное озеро Кинерет, коралловые рифы Красного моря - наверняка я что-то забыла.

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

2. Материальные ценности не ценны

Что меня всегда напрягало в России, это постоянная оценка внешности. Женщина всегда обязана выглядеть как картинка из журнала. Множество девушек (и не только девушек) носятся по распродажам дизайнерских вещей и живут в кредит. Все постоянно оценивают внешний вид друг друга. Я чувствовала неадекватность  общественных требований и рада, что здесь их нет намного меньше. Как я уже писала до этого, израильтяне не меняют машины каждый год. Молодые израильянки предпочитают бижутерию золоту. Или, как говорят продавцы известной сети бижутерии,: "Голдфилд - это как золото, только лучше".

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

3. Возможность заказать что-то через интернет

Весь Израиль делает заказы через интернет: чай, запчасти, фотопленка, украшения, платья, обувь, фильмы, музыкальные инструменты, свадебные аксессуары, you name it

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

4. Безопасность

Да, смешная графа. Между бомбежками и одиночными нападениями у нас тут невероятно безопасно. Серьезно. Я ходила здесь в 3 часа ночи, и мне не было страшно. Кажется, я уже писала, что израильтяне не агрессивны, и это качество сохраняется, даже если они выпили.

5. Сортировка мусора

Уже упоминала, что израильтяне делают утилизацию мусора более доступной и удобной для людей. И главное, я вижу, что многих людей это беспокоит.

6. Отсутствие виз или легкость их получения

Тут ни убавить ни прибавить, у израильтян безвизовый въезд в Европу, а получение визы в Америку в разы легче, чем в России. Правда, увидеть ОАЭ, Тунис или Египет будет намного сложнее (а тем, у кого только израильский паспорт попросту запрещено).

7. Принятие индивидуальности

В то время, как в России нас с детства учат, что общественные интересы выше личных, а личность интересна только с точки зрения выполнения своих общественных обязательств, в Израиле растят индивидуалистов. Здесь принимают каждого человека как особенного. Люди могут позволить себе отличаться, быть особенными и не подстраиваться под общество. Можно ходить на работу в шортах, можно быть веганом, петь под гитару на пляже, быть гомосексуальной семьей с детьми и не бояться, что общество осудит. Да, иногда я хочу чуть меньше личностей и чуть больше порядка и спокойствия. Но это говорит мое постсоветское прошлое.

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

Люблю vs ненавижу в Израиле | Блог Rimma in Israel

Как я и боялась, чуда не произошло и минусов оказалось больше, чем плюсов. Ну что ж, Израиль все-таки страна для людей с определенным набором качеств навыков, далеких от моих. Но, как говорится, приходится работать с тем, что есть, и я изменяю себя под ситуацию: высказываю свое недовольство, спрашиваю "как дела?" несколько раз за день, прошу заменить блюдо, торгуюсь в магазинах и надеваю то, что удобно. 
Конечно, мне легко узнавать и принимать Израиль: я получила частичку его в виде своего мужа, рожденного и выращенного на плодородной израильской земле. У каждого свой опыт адаптации, свои результаты, изменения и выводы. Вне всякого сомнения смена места жительства - это процесс, сопровождаемый стрессовыми ситуациями, и, можно только надеяться, что результат будет больше (лучше, выше, сильнее) потерь и трудностей.
Преодолев эту, без сомнения, морально сложную для меня тему, я предполагаю в следующий раз сделать фотографический пост. Итак, что интереснее: велосипедная тема, кофейная или, неожиданно для всех, включая меня, кошачья?

No comments:

Post a Comment